Архангельск в годы войны

Великая Отечественная война явилась самой тяжелой, самой кровопролитной из всех войн, через которые прошло человечество. Она стала жесточайшей проверкой жизненной силы советского общественного и государственного строя, его экономики и культуры.

Чем же вошел Север в историю Отечественной войны?

Вклад Архангельской области в дело разгрома врага определяется, прежде всего, ее трудовыми ресурсами. Накануне войны население области равнялось 1 миллиону 109 тысячам. Из них по всем видам мобилизации в армию и на фронт было призвано свыше 270 тысяч человек, или четверть всего населения области. На территории области было сформировано более 120 различных воинских подразделений: 3 стрелковые дивизии, 5 отдельных стрелковых и лыжных бригад, столько же отдельных полков, 105 подразделений обслуживания.

/arh/024-093727-2.jpg В 1942-1943 годах Архангельск подвергался массированным бомбардировкам, в годы войны здесь погибли 113 тыс человек, 38 тыс из 200-тысячного населения города умерли от голода.

В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия. Как и в первую мировую войну, город был основным портом, через который поступала помощь из Европы и Америки. Через Архангельский морской порт за годы войны прошло около 4 млн тонн грузов. Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Из города отправлялись важные для фронта грузы (лес, минометы, огнеметы, аэросани). /arh/belomorskaja_voennaja_flotilija_desantnaja_operaci.jpg

Имена 23052 архангелогородцев вписаны в областную Книгу Памяти. Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта….

/arh/024-093727.jpg Не менее шокирует другая цифра: по данным ЗАГСа за 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу, — все то, что он мог дать стране. 

В те годы такая статистика воспринималась лишь как потери "личного состава" или "контингента". Тогда цену человеческой жизни соотносили со взятыми высотами, подбитыми танками, кубометрами дров, человеко-часами. Стране и партии нужна была "одна победа". Вместе со страной победой жил и Архангельск.

Конкретный день начала войны, - 22 июня, — был шоком для всех. Но войну ждали и к ней готовились. Уже в первый день войны горком ВКП разработал комплекс мер по преобразованию жизни города в новых условиях и приступил к их осуществлению. Слившись с военными руководством города и области, он получил чрезвычайные полномочия. С началом же бомбардировок Архангельска этот орган приобрел официально статут чрезвычайного под названием: Городской комитет обороны (ГОКО) - своего рода представительство Государственного комитета обороны (ГКО) на Севере. Под его руководством проходила перестройка всех звеньев функционирования города по принципу: все, что не работает на оборону, - нецелесообразно. Все - для фронта!

Военно-партийные и советские органы развернули работу по наведению в городе строжайшего военного порядка, поддержанию режима комендантского часа и тщательной светомаскировки, по строительству оборонительных сооружений, укреплению Местной противовоздушной обороны (МПВО). Для строительных работ привлекались, как правило, мобилизованные жители города и его окрестностей.

/arh/2015-02-11_15-43-43_skrinshot_ehkrana.png /arh/2015-02-11_15-44-49_skrinshot_ehkrana.png

Их усилиями за годы войны было построено 938 земляных укрытий, в каменных домах оборудованы подвальные убежища, в черте и в окрестностях города возведены десятки дотов и других военных сооружений, проложены автомобильные и железная дороги, уложено 8 километров водопроводных труб, вырыто несколько десятков пожарных водоемов, имевших для стоящего на осушенном торфянике деревянного Архангельска особенно важное оборонное значение.

Укрепляя МПВО города, государственные и общественные организации за военные годы подготовили 11 тысяч членов объектовых команд МПВО, более 20 тысяч - для вновь созданных 122 групп самозащиты, десятков пожарных отрядов и постов. С началом массированных налетов вражеской авиации, последовавших летом-осенью 1942 года, эти меры позволили уберечь важнейшие стратегические объекты города от разрушения, сохранить многие десятки жизней горожан. Отражение этих налетов стоило городу 150 погибших и столько же раненых. В основном это были подростки, многие из которых до последней вспышки взрыва в глазах словно играли в войну, соревнуясь в количестве погашенных зажигалок. Без службы МПВО жертв могло быть много больше.

/arh/2015-02-11_15-42-43_skrinshot_ehkrana.png Оборона города была важным участком деятельности государственных и общественных организаций, однако первостепенным направлением на протяжении всей войны оставалась мобилизация всех сил и средств на оказание всемерной помощи фронту. 

 На первом месте в этой работе была мобилизация горожан на фронт, в партизанские отряды, народное ополчение и истребительные батальоны. Этот вопрос имел для страны фатальный характер.Счет погибших и плененных шел на миллионы. Призывников, необходимых для восполнения потерь, явно не хватало. Требовались добровольцы. Государственный комитет обороны своими первыми постановлениями посулил волонтерам множество льгот, включая сохранение зарплаты по месту работы. Сталин явно недооценивал эффективность партийной пропаганды, но более - патриотический дух народа. Лишь по Архангельску свыше 30 тысяч горожан добровольно подали заявления на вступление в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды, что составило 40 процентов призванных за годы войны архангелогородцев. Даже при беглом просмотре имен, внесенных в Книгу Памяти, видно, что более половины погибших северян не вернулись с фронтов в начале войны, когда добровольцы составляли основную часть мобилизуемых. Плохо подготовленные, слабо вооруженные, они гибли первыми. Обучение призывников стало важной составной частью обеспечения фронта людьми. С введением с 1 октября 1941 г. всеобщего военного обучения (Всевобуча) все взрослое население города прошло вневойсковую подготовку, приобретя военные специальности - стрелков, пулеметчиков, автоматчиков, снайперов, танкистов. Почти все архангелогородки сдали нормы ГСО и БГСО, научившись оказывать первую помощь раненым. Свыше пяти тысяч горожанок в свободное от работы или учебы время получили специальности медсестер, сандружинниц или санинструкторов.

/arh/NARA-513184.jpg /arh/0_1965c_9199be02_orig.jpg

Наряду с мобилизацией военнообязанных в действующую армию и военным обучением населения, государственные и общественные организации Архангельска обеспечивали отправку горожан на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. Полная беспомощность против врага, налеты авиации, недоедание, смертельная усталость после 14-часового рабочего дня, неустроенность быта, — все это в полной мере испытали более 20 тысяч поморок - участниц оборонных работ.

Чрезвычайно важное место в связях страны с союзниками приобрел архангельский транспортный узел. В первый год войны его порт был превращен в крупнейший в стране. Его месячный грузооборот увеличился с 80 до 200 тысяч тонн.

 

/arh/arkhangelskij_port.jpg За годы войны портовики Архангельска перегрузили 4 миллиона тонн военных и народно-хозяйственных грузов, половину из которых составили стратегические материалы и вооружение, прибывшие из-за границы. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров. Мало чем отличалась от боевой работа моряков торгового и тралового флотов Северного бассейна. 

Под бомбежками и артобстрелами, уклоняясь от пузырькового следа торпед, при постоянной минной опасности моряки перевезли фронту и народному хозяйству 4,2 миллиона тонн грузов. Рыбаки добыли свыше 600 тысяч центнеров рыбы. При этом погибло 33 советских транспорта и 104 более мелких судна.

Огромную по объему работу проделали речники Севера. В условиях войны они должны были максимально разгрузить более мобильный железнодорожный транспорт. И это им вполне удалось. За четыре военные навигации судами Северного речного пароходства было перевезено 21,6 миллиона тонн грузов и 25,4 миллиона пассажиров. /arh/gruz.jpg

Бесперебойную работу флота Северного бассейна, ремонт боевых кораблей и торговых судов призваны были обеспечить восемь судоремонтно-судостроительных заводов и верфей Архангельска, крупнейшим среди которых была "Красная Кузница". Совместно с предприятиями тыла Беломорской военной флотилии за годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей, построено более 500 малых судов "комариного флота". Наряду с основной деятельностью, судоремонтники Архангельска выполняли специальные правительственные заказы: по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, а с 1943 года - узлов сельскохозяйственных машин.

источник  http://biofile.ru/his/26056.html